Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Профессиональная деформация личности

Ирина Костенко
менеджер по персоналу

№5-6(40-41)(2015)

Итак, что же в первую очередь приходит на ум, когда мы слышим слово «деформация»? Что-то сломалось, испортилось, пришло в негодность, изменило первоначальную форму и т.д. Как такие явления могут быть взаимосвязаны с профессией и личностью человека, мы рассмотрим в данной статье.

5-6-40-41-140-1

Изначально каждому человеку как личности присущи свои индивидуальные черты характера, стиль и манера поведения, общения, а также восприятие окружающей среды. Многие из них человек проносит в неизменном виде через всю жизнь и определяет их как свои жизненные принципы. В то же время, встретив человека властного, авторитарного, не признающего чужого мнения, мы почему-то сразу определяем, что он или чиновник, или руководитель высокого ранга. Если же человек всячески старается поучать окружающих и претендует исключительно на собственную правоту, он у нас зачастую ассоциируется со школьным учителем. 

Почему мы так думаем и как определяем профес­сиональную принадлежность людей в упомянутых случаях? Это и есть примеры профессиональной деформации. Дело в том, что любая профессия откладывает на выполняющего ее человека свой отпечаток в виде определенных привычек, стереотипов поведения и отношения к окружающим. Отсюда можно дать определение профессиональной деформации. А именно – это изменение личностных характеристик человека и его поведенческих индикаторов под влия­нием профессиональной среды, в которой он находится. Особенно ярко проявляются такие изменения, когда, выходя за пределы рабочего пространства, человек продолжает вести себя и общаться так же, как и на работе. То есть он переносит свое «профес­сиональное Я» на свое «личное Я». Несложно отметить профессиональную деформацию, также наблюдая за профессиональным ростом специалиста, за тем, как он меняется личностно в ходе продвижения, например, по карьерной лестнице.

Позитивное это явление или негативное, однозначно сказать сложно. Проводя на работе почти треть жизни, тяжело абстрагироваться от влияния рабочей среды, еще сложнее преуспеть в профессии и сделать карьеру, «не примеряв» на себя шаблонную модель компетенций известного и успешного менеджера. Ведь залог эффективности и успеха в работе – это не только мастерство выполнения должностных обязанностей, опыт и навыки. Это также умение выстраивать межличностные отношения, стиль общения с людьми, обязательность, добросовестное отношение к работе и масса других положительных черт характера, которые вырабатываются в процессе трудовой деятельности. Другими словами, работа дает человеку не только профессиональные навыки, а и меняет его личностно.

Хорошо, когда он становится более уверенным, решительным, убедительным, настойчивым в достижении цели, гибким/строгим и т.д. То есть у него вырабатывается модель поведения, которая помогает быть эффективным в работе и поддерживает эмоциональный фон. Негативным явлением профессиональная деформация становится тогда, когда человек перестает адаптировать свой стиль общения и поведения под ситуацию. А родные и близкие люди при этом начинают чувствовать дискомфорт от циничного, безразличного, подозрительного или поучительного отношения к ним. Профессиональная деформация может иметь эпизодический или устойчивый, поверхностный или глубинный характер и проявляться даже во внешности человека. 

Далее рассмотрим влияние некоторых профессий на личность их исполнителей в примерах.
Руководители среднего и высшего звена. Этим специалистам приходится регулярно принимать важные стратегически (часто непопулярные) решения, вести переговоры, управлять командой исполнителей и направлять их к достижению общей цели. Такая работа связана с повышенной ответственностью, и не только за индивидуальный результат, но и, по большей части, за коллективный. Это, в свою очередь, провоцирует эмоционально-психологическое напряжение и появление стресса. Одних людей подобные условия труда приводят к эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию, а других – закаляют. У последних вырабатываются те модели поведения и компетенции, которые помогают справиться со стрессовыми ситуациями и выполнять работу качественно. Например, они становятся более волевыми, решительными, властными, часто критичными в суждениях и авторитарными в принятии решений. Выходя за пределы работы, руководитель продолжает держать окружающую его обстановку под личным конт­ролем – не перестает организовывать, контролировать, убеждать, воспитывать, направлять и доминировать. Это и есть проявление профессиональной деформации.
Медицинские работники. Существует выражение «врач от Бога». Правда, в сторону представителей данной профессии регулярно мы слышим массу благодарностей и положительных отзывов. В то же время, их часто характеризуют как бездушных циников, которым безразлично здоровье пациентов, а лечение – это для них уже не призвание, а работа, поставленная на поток. Профессиональная деформация у медработников выражается в том, что параллельно накоплению опыта у них притупляются чувства эмпатии и сострадания. Это их своего рода защитная реакция от влия­ния на психику чужого эмоционально-психологического фона. Ведь невозможно оставаться объективным, рассуди­тельным и внимательным, пропуская через себя эмоции и проблемы десятков, сотен и тысяч пациентов. Представьте себе хирурга, который вместо того, чтобы оперировать пациента, успокаивает его, сочувствует и плачет над проблемой. Разве за этим мы обращаемся в клиники? В широком смысле задача врача – лечить, а не жалеть пациента и сопереживать с ним. Главное для медработников – это в любой ситуации сохранять человечность и не забывать о цене своей возможной ошибки.
Программисты. Часто их называют: «не от мира сего», «человек с другой планеты» и т.д.

Почему так? Люди данной профессии проводят львиную долю своей жизни в виртуальном мире. Это мир кодов, шифров и прочей цифровой информации, где нет воодушевленных объектов и человеческого фактора. Из-за этого они бывают нелюдимы и обладают низким уровнем социального взаимодействия. Им важно понимать четкую последовательность действий и причинно-следственную связь между происходящим вокруг них. Как это сказывается на повседневной жизни? Будучи в состоянии решить сложнейшую алгоритмическую задачу, они могут быть полностью сбиты с толку простой бытовой ситуацией, для решения которой требуется интуиция, а не математический расчет. Их безупречная логика и системность создают образ скучного человека в повседневной жизни, который все делает четко по системе, не учитывая ситуацию.

Работники право­охранительных и контролирующих органов. Их профессиональная деформация выражается в предвзятом отношении к людям, подозрительности, склонности критично оценивать личность любого человека, поиске подвохов, несоответствий информации и т.д. Причина формирования такой модели поведения кроется в специфике их ближайшего окружения и контингента, с которым приходится общаться. Проводя дни напролет в поисках правонарушителей, волей-неволей начинаешь подозревать «первого встречного» и видеть в нем врага. Яркий признак проф­деформации – это когда поиск нарушителя перерастает из служебной обязанности в навязчивую идею. Тогда все из ближайшего окружения такого специалиста начинают чувствовать себя подозреваемыми. Очень сложно постоянно оправдываться, отчитываться и тщательно продумывать каждое сказанное слово. Это ведет к эмоциональному напряжению и конфликтам в межличностном общении.

Педагоги. Их миссия – учить и делиться знаниями. Для этого им нужно обладать уверенностью, настойчивостью и авторитетом. В профессиональной деятельности учителя всегда занимают доминирующее положение над учениками. А это провоцирует развитие следующих качеств характера: завышенная самооценка, авторитарность, критичность, стремление поучать, скептическое и даже пренебрежительное отношение к чужому мнению. Их притязание на исключительную правоту часто сводит на нет возможность компромисса в бытовой среде. Покидая стены учебного заведения, с окружающими учитель продолжает вести себя как с учениками на уроке, не осознавая, что это уже неуместно. Поучительный тон общения, нотации, рекомендации и настойчивое подталкивание к определенному порядку действий часто усложняют межличностную коммуникацию педагогов. А это, в свою очередь, и есть форма проявления профессиональной деформации.

Юристы. У представителей данной профессии в ходе трудовой деятельности вырабатывается масса важных и полезных для повседневной жизни качеств. Например, контактность, способность разбираться в людях, самоконтроль, хладнокровие, бдительность, вариативность, аналитическое мышление и т.д. Вместе с тем, по роду своей деятельности они вынуждены постоянно быть готовыми к отстаиванию своей позиции, доказыванию, оперативному поиску контраргументов. Находясь в постоянном ожидании подвоха, даже в общении с близкими они склонны слишком глубоко анализировать слова и действия, выискивая в них скрытый или двойной смысл. Им бывает сложно смириться с каким-либо утверждением, которое не доказано, тем более – поверить на слово. Прежде чем подписать простую, ни к чему не обязывающую бумагу, юрист будет очень дотошно ее вычитывать, задавать уточняющие вопросы и давать комментарии относительно ее содержания.

Психологи. Этим людям очень сложно разделять личную и профессиональную жизни. Даже вне работы они способны часами задавать незнакомому человеку заумные вопросы, находя у него какие-то проблемы и предлагая пути их решения. Такое поведение может привести к тому, что собеседник подсознательно начнет искать то, чего нет, и надумает себе заболевание. Особенно этому подвержены люди мнительные, не уверенные в себе и впечатлительные. Навязчивое стремление разобраться в чужой проб­леме и дать совет – явные признаки профдеформации таких специалистов.

Итак, выше мы рассмотрели примеры влияния только нескольких профессий на личность человека. Но любая профессия сказывается на чертах характера и стиле поведения человека, ее выполняющего. Специфические изменения происходят под влиянием содержания, организации, а также условий профес­сиональной деятельности. Они развиваются постепенно, со временем закрепляются и в итоге превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности, которые и являются признаками профессиональной деформации. Само по себе явление профдеформации всегда было, есть и наверняка будет сопровождать работников любых профессий. Не зря существует поговорка «рыбак рыбака видит издалека». Кстати, среди специалистов одного профиля существует обширная практика организации так называемых клубов по интересам, где их участники обсуждают насущные проблемы и делятся практическими наработками из области своих профессиональных знаний.

В завершении отметим, что отрицать или избежать влияния профдеформации невозможно, но в наших силах противостоять ей и контролировать степень ее проявления. Прекрасно, когда человек вовлечен в свою работу и выполняет ее с удовольствием. Но стоит научиться разграничивать свое рабочее и личное пространство. Если человек всегда ведет себя как на работе, это равноценно его постоянному пребыванию на работе. Умение оставлять свою «рабочую» роль за дверью офиса способно избавить от постоянного напряжения и дать возможность переключиться, отвлечься и расслабиться от трудовых будней. Если работа требует постоянного контроля, организации и принятия решений, дома давайте такую возможность членам своей семьи. И наоборот, берите в быту инициативу в свои руки, если на работе вы лишены такой возможности. Так как мы наделены способностью мыслить, уверены, что нам вполне посильно разобраться в себе и выработать такой стиль поведения, при котором будет комфортно не только нам самим, а и окружающим нас людям.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%