НБУ всерьез взялся за аудиторские компании, которые оказались причастны к финансовому кризису 2014 года. Был назван перечень компаний, проводивших финансовую проверку в банках, которые впоследствии обанкротились.

Единственное, что смущает на данном этапе, это перечень аудиторских компаний, которые не попали под санкции НБУ. Возможно, на то есть свои причины, но действия регулятора сейчас напоминают выборочное правосудие, в «лучших» традициях украинской правовой системы. Ведь помимо уже озвученных аудиторских компаний (стоит напомнить, что в их перечне оказалась и компания «Донецкинаудит», принадлежащая главе Аудиторской палаты Украины Ивану Нестеренко), присутствует целый ряд крупнейших аудиторских компаний, принадлежащих соратникам господина Нестеренко, также занимающих не последние должности в правлении этой организации.

Так, к примеру, регулятор не обратил внимания на действия ПФК «Аудит-финансы», возглавляемой Ириной Каштановой (входит в состав комиссии АПУ по стандартам и практике аудиторской деятельности, а также комиссии по сертификации и образованию аудиторов). Компания «Аудит-финансы» проводила финансовую проверку в учреждении «Банк Национальный кредит», ликвидированном из-за неплатежеспособности, но при проверке его финансовой отчетности, аудиторская компания оценила состояние банка, как условно-положительное. Также остались без внимания действия аудиторов из компании «Каупервуд», принадлежащей Валерию Гасюку (входит  в состав комиссии АПУ по правовому обеспечению, а также комиссии по внешним связям и информационному обеспечению аудиторской деятельности). Компания «Каупервуд» проводила аудит в «Финростбанке», «Аксиоме» и «Интеркредитбанке» – также признанных неплатежеспособными.

Помимо вышеперечисленных компаний, на украинском рынке аудиторских услуг остается еще немало организаций, проводивших аудит финансовых учреждений, которые впоследствии оказались ликвидированы. В большинстве случаев прогнозы были сделаны весьма точно, с учетом возможных рисков. Но, когда в аудите банков принимали участие компании, принадлежащие членам правления АПУ, финансовые учреждения не выдерживали изменений и колебаний рынка и оказывались в числе организаций – кандидатов на ликвидацию.

Так или иначе, правление АПУ оказалось втянуто в схемы, связанные с коррупцией в банковской сфере. А учитывая предшествующие кризису события, происходившие внутри структуры АПУ (манипуляции во время выборов членов правления), а также регулярные попытки правления удержать власть в своих руках и не допустить изменений, которые должны принести положительные изменения в украинский аудит – это показатель. Это показатель того, что вся отрасль оказалась под угрозой, и менять «правила игры» необходимо сегодня – прямо сейчас.

Попавшие под санкции регулятора аудиторские фирмы, будут искать для себя оправдания, но факты – упрямая «вещь»: проверка была проведена, финансовая отчетность была одобрена, банки обанкротились. Все.