Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Трансграничный розыск и возврат активов

Posted Автор: Створено: в Блоги

Пожалуй, в Украине найдется минимальное количество граждан, которые не имеют хотя бы общего представления о том, что такое офшоры. Особенно, когда об этом регулярно вещают чуть ли не из каждого «утюга». В свете уже вскрывшихся финансовых махинаций, проведенных подставными украинскими компаниями и банками, выводящими средства за границу, можно рассмотреть некоторые варианты возврата украденных средств в «родную гавань». Отстраняясь от запутанных политизированных процессов, затрагивающих государственные интересы (кесарю – кесарево), хотелось бы затронуть более приземленную тему, а именно – аферы с банковскими кредитами.

Пожалуй, начать рассмотрение этого вопроса, следует с примера. Представьте ситуацию: украинская фирма берет значительную сумму денег в кредит в украинском банке, под поручительство крупной иностранной компании. Через какое-то время, обе компании прекращают свое существование. Причем заграничная фирма, обеспечившая корпоративной гарантией заемщика – большая и публичная, у нее было все в порядке с аудиторскими отчетами (возможно, что от «Большой четверки») и т.п. Но, потом так случилось, что все куда-то исчезло. Обе компании – и заемщик и гарант – дефолтнули.

Банк, выдавший кредит, понимает, что его «кинули», что украинская компания – это всего лишь ширма, что у нее не было никаких значительных активов, и что кредит выдавался исключительно под гарантию «уважаемой» зарубежной компании. Таким образом, приходит понимание, что против банка играли достаточно профессиональные аферисты, и все изначально затевалось ради «кидка», и что средства ушли куда-то в офшор.

Следует заметить, что существует несколько способов расследования подобных махинаций. Например, можно обратиться за помощью к украинским государственным службам. В большинстве случаев, государство идет путем криминального расследования. Этот способ весьма затяжной и не всегда эффективный (особенно учитывая тот факт, что многие мошенники имеют покровителей во властных структурах), но недорогой. Обращаясь в государственное ведомство, следует быть готовым к достаточно продолжительному процессу выяснения криминальной составляющей, установлению улик, заведению уголовного дела, проверке подозреваемых лиц и т.д. Из плюсов – истец не тратит на это собственные средства, поскольку дело криминальное (в отличие от хозяйственного спора) и, в общем-то, может рассчитывать на результат. Основной недостаток этого способа – время, которое требуется для сбора первичной информации. Пока государственные службы будут отслеживать всю цепочку, опрашивать свидетелей, проверять счета, определять криминальную составляющую, в общем – вести следственные действия, – похищенные средства могут быть разбросаны по «всей географии», и добиться конечного результата – возврата средств – будет очень и очень непросто.

Однако существует иной путь, который особенно может заинтересовать частных кредиторов, попавших в ситуацию, описанную выше. Альтернативный путь – хозяйственный спор. Причем не всегда его выгодно начинать в Украине. Особенно этот способ актуален, если кредитор имеет информацию о любых активах заемщика за рубежом. Забегая наперед, можно сказать, что очень большой ошибкой неблагонадежных заемщиков, является то, что они как-то ассоциируют себя или членов своей семьи с Англией. Если у заемщика есть какие-то активы в Англии, и спор происходит по Английскому праву – они моментально блокируются.

Кредитор может напрямую обратиться в Лондонский суд, предоставить суду факты, указывающие на мошеннические действия (без начала процесса в Украине), и попросить поддержку в расследовании дела. Украинскую сторону можно не задействовать вообще, а попросту – попросить Лондонский суд (предоставив материалы о мошенничестве) конфисковать имущество заемщика, в пользу кредитора (в качестве примера, можно вспомнить кейс по делу Березовского, когда Лондонский суд арестовал активы «Аэрофлота»). Если финансовый след уходит в другие государства, например, на Кипр – там деньги тоже можно «достать», но для того, чтобы сделать это максимально эффективно, потребуются связи с иностранными партнерами и соответствующая служба. Если украинский банк не обладает соответствующими связями и возможностями, можно подключить «тяжелую артиллерию», в виде службы FORENSIC ACCOUNTING.

Форенсик – это весьма дорогая служба поиска активов (как и сопровождение процессов в хозяйственных судах), поэтому она достаточно редко использовалась украинскими банками и компаниями. Дороговизна услуг – главный недостаток, который до недавнего времени существенно ограничивал возможности обманутых кредиторов. Но, большинства затрат можно избежать, воспользовавшись методами, о которых речь пойдет чуть дальше. Возвращаемся к нашим "баранам"...

FORENSIC ACCOUNTING – это международная служба судебно-бухгалтерской экспертизы, направленная на раскрытие мошеннических схем. Фактически, форенсик включает в себя элементы бухгалтерской экспертизы и следственных служб, действующих по всему миру. Специалисты по форенсику – это и юристы, и бухгалтеры, и аудиторы, и следователи-криминалисты. Основное преимущество задействования системы форенсик – это быстрое реагирование на начальном этапе, возможность манипулировать различными источниками, оперативный сбор информации и использование доказательной базы (собранных данных) в судах.

Например, в случае проведения обычного аудита, можно выяснить информацию о том, что столько-то средств находилось на таком-то счету, затем они ушли в офшор и дальше – никто не знает, что с ними случилось, поскольку реестры закрыты, бенефициаров нет, счета не видны. Форенсик-аккаунтеры или аудиторы – обращаются (через свои каналы и связи) в различные юрисдикции, задействуют институт криминального производства, доказывают мошенническую составляющую, вплоть до давления (различными правовыми методами) на банки, которые принимали участие в деле.

В качестве примера, можно рассмотреть реальный случай, произошедший с ПАТ «Нацкредитом» несколько лет назад: банк выдал кредит, на каком-то этапе понял, что деньги ему никто не собирается возвращать, а клиент-заемщик – иностранное юридическое лицо. Следует заметить, что однозначно положительным моментом, в этой ситуации, было то, что банк, подписывая гарантию, ссылался на Английское право (Лондонский арбитраж). Но ответчик был кипрским юр-лицом – не английским. Первым делом, специалисты форенсик, быстро собрав базовый материал, обратились в Кипрский суд, чтобы арестовывать активы заемщика (при этом они даже не знали полный объем этих активов). Предоставив факты, свидетельствующие о составе преступления, Кипрский суд заблокировал все активы заемщика. И все это произошло без участия со стороны ответчика. Фактически суд заблокировал деятельность компании-заемщика. Дальше был арбитраж, работа с Кипрским судом и представителями ответчика, выяснение активов заемщика и логический финал – возврат активов и соответствующая компенсация…

Делая отступление, следует заметить, что, дойдя до момента, когда обманутому кредитору необходимо совершать какие либо процессуальные действия за границей, важно понимать – имеет ли ответчик какие-то активы за границей или нет. В принципе, это выяснить не сложно. Основным плюсом от такой информации, является возможность использования обнаруженных и изъятых активов (даже небольших) для обеспечения дела в суде, хотя бы на начальном этапе.

Вообще, любой поиск активов можно условно разделить на три стадии: непосредственно сам розыск активов, их заморозка и процесс возвращения. Конечно же, эти стадии разделяются на многие этапы. Самостоятельно провести расследование – практически невозможно. Разве что у кредитора есть международные партнеры, которые могут поспособствовать в расследовании, а само дело не слишком запутанное. Но даже в этом случае – процесс может растянуться на годы.

Специалисты форенсика расследуют все финансовые потоки, все ниточки, отслеживают взаимосвязь между разными направлениями, и, в конечном итоге, когда активы найдены (а они могут быть разбросаны по целому ряду стран), подключаются специалисты, которые создают эффективную схему возврата средств. Дело в том, что нужно четко понимать, какие юрисдикции лучше атаковать первыми (где-то можно решить вопросы быстро, где-то процесс может идти медленно, какие активы можно арестовать, какие заморозить – все это требует четкого понимания стратегии действий). Тем более что Английское право – это одно, континентальная система – другое, а на Кипре – нечто среднее – третье. Поэтому процесс требует глубокого понимания, где и как лучше применить те или иные меры.

А теперь вишенка на торт. FORENSIC ACCOUNTING – это дорого. И суды в арбитражном суде – это дорого. Но многие крупные компании, практикующие форенсик, сотрудничают с английскими инвестиционными фондами, которые занимаются тем, что финансируют международные арбитражные суды, и финансирую форенсик. Если они видят, что есть реальные шансы «добежать до активов», инвестиционный фонд покрывает все затраты истца (на юристов, на аудиторов, на следователей, на арбитраж, на судебные расходы, на суд). Но когда кредитор получит взыскание с заемщика, инвестиционный фонд получит свою долю. Если процесс погони за деньгами завершился в течение года-двух – это 10-20 % от суммы взысканных активов. Если больше 5 лет – до 40 %. Причем, не имеет значения, сколько времени пройдет после 5 летнего срока, 40 % – это максимальный процент. Вот тут и следует решать потенциальному истцу, есть ли у него время и средства для поиска активов своими силами, сколько времени ему понадобится на все это, какие методы поиска средств лучше задействовать и что для него важнее – «шашечки или ехать».

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%