Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Новые группы крови, или Особенности «серой» и «черной» трансфузии в Украине

Андрей Козориз
финансовый аналитик

№1-2(48-49)(2016)

Дом, в котором я рос, стоял на одной улице со станцией переливания крови (СПК), потому мы с мамой постоянно ходили мимо нее во время прогулок. И каждый раз это таинственное заведение давало мне новые поводы для размышлений. Однажды, посмотрев фильм ужасов о вампирах, я даже интересовался, не покупают ли эти клыкастые существа кровь на нашей станции, ведь это куда проще, чем выискивать жертв на улицах. Как оказалось, ничего сверхъестественного на этих станциях не происходит. Однако, к сожалению, это не значит, что в отрасли переливания крови нет кровососов, хоть и без явно выраженных клыков, что делает их еще опаснее. Рассмотрим подробнее, как работает украинский рынок донорской крови.

1-2-48-49-17-1

Что такое кровь и что с нею делают на станциях переливания?

Секрет лечения при помощи переливания крови открыли в США в самом начале ХХ века. Тогда врачам удалось понять, почему кровь одних пациентов не «приживается» в теле других: было совершено открытие групп крови. Сегодня наука пошла далеко вперед, и в медицинской практике используют все компоненты человеческой крови, а также изготавливают целый ряд препаратов крови.

Когда донор сдает кровь на СПК, она не используется в цельном виде (непосредственно выкачанная из вены), а разделяется на основные «запчасти». Вот из чего состоит наша кровь:

  • Эритроциты – основной компонент крови, главная функциональная клетка, которая осуществляет транспорт кислорода и углекислого газа. Из донорской крови выделяется эритроцитарная масса, срок годности которой при правильном хранении – 42 дня.
  • Тромбоциты – клетки в крови, которые способствуют свертыванию. Благодаря тромбоцитам обеспечивается прекращение кровотечения в случае нарушения целостности кожи. Донорские тромбоциты хранятся всего 5 дней.
  • Лейкоциты – защитный механизм организма, который уничтожает инфекции. Донорские лейкоциты используются для лечения сепсиса (заражения крови), срок их годности – всего 24 часа.
  • Плазма – это своего рода «остаток» после извлечения всех перечисленных выше клеток из крови. На 90 % состоит из воды, но содержит много ценных белков и элементов, делающих ее незаменимым в медицине средством как для трансфузий, так и для производства препаратов крови. В частности, из плазмы делают фактор VIII и альбумин, применяемые при гемофилии и других опасных заболеваниях. Срок хранения замороженной плазмы составляет 2 года.

Срок хранения препаратов указан не случайно, так как он весьма непродолжителен. Это значит, что запасти много крови впрок крайне сложно. Требуется постоянная «текучка» доноров, которой в Украине нет. О том, к чему это приводит, разберемся далее.

На станции переливания крови происходит следующий «производственный цикл»:

  • Донор приходит на СПК и проходит обязательное обследование. Задача этого обследования – установить, достаточно ли человек здоров, чтобы быть донором. Его взвешивают, измеряют давление и проводят ряд тестов, чтобы исключить опасные инфекционные заболевания. Также берется анализ крови, необходимый для определения группы и резус-фактора, а также для обнаружения инфекций. Интересный нюанс: инфекции ищут уже постфактум, потому человек может сдать кровь, а при обнаружении в ней инфекций ее утилизируют.
  • После получения допуска к сдаче крови донор проходит процедуру согласно типа донорства, которое он выбрал. Можно сдавать цельную кровь, эритроциты, плазму, тромбоциты или гранулоциты. В каждом случае процедура отличается. Проще всего сдается цельная кровь: к вене подключается емкость, куда кровь постепенно (минут за 10–15) сливается. В других случаях кровь обрабатывается прямо в момент забора. Например, при сдаче плазмы донор тут же получает обратно в организм свои же эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, а плазма собирается в контейнер.
  • После завершения процедуры человек получает справку о сдаче крови, гематоген, а также может получить вознаграждение в размере 160 грн за литр крови + около 40 грн «чаевых» на обед. Так как за раз могут взять до 500 мл, то вознаграждение составит примерно 120 грн. Однако его получают не все: многие доноры-добровольцы сдают кровь на бесплатной основе. Собственно, вот эта цена – 160 грн за литр – и является своего рода базовой ставкой в тех расчетах, о которых мы поговорим с вами далее.
  • После того как кровь была собрана, она проходит обработку. С помощью специальных центрифуг ее сепарируют на отдельные компоненты, каждый из которых используется в соответствии с его назначением. Плазму замораживают или перерабатывают, эритроциты направляют в больницы для переливания и т.п.

Невидимая рука рынка

Несмотря на то, что полноценных рыночных отношений в области переливания крови в Украине нет, законы рынка тут все-таки действуют. А именно ситуация сложилась следующая:

  • Высокий спрос со стороны населения. Донорская кровь и в спокойное время пользовалась повышенным спросом, а в период военных действий вообще стала дефицитным товаром. При этом, как было сказано выше, срок годности большинства компонентов донорской крови существенно ограничен. Это значит, что требуются не большие запасы крови, а постоянный ее приток.
  • Крайне низкое предложение со стороны доноров. С другой стороны, как раз с постоянным притоком – проблемы. Народ крайне неохотно идет на сдачу крови, да еще и на постоянной основе. Всплески патриотизма и волонтерской активности иногда приводят к массовым «набегам» на станции переливания крови, толку от которых не очень много. Ведь когда крови избыток, ее могут вообще не успеть использовать, в результате чего попросту сольют в канализацию. А вот регулярных «клиентов» СПК крайне мало.

В результате получается вполне закономерное экономическое явление: дефицит. Именно он и запускает не самые благовидные механизмы. Но обо всем по порядку.

«Белая» кровь: как работает официальный государственный механизм распределения?

Схема сбора и распределения донорской крови в Украине досталась нам по наследству от СССР и продолжает функционировать по тем же устаревшим принципам. Алгоритм выглядит так:

  • В основе донорства СССР было стимулирование сдачи крови через профсоюзы предприятий. Донорам давали различные бонусы, вроде бесплатных путевок и дополнительных талонов на еду. Теперь же этот стимул утерян. Более того, многие работодатели, наоборот, не слишком рады донорству сотрудников, так как их раздражает необходимость предоставлять положенные выходные дни.
  • По закону кровь положена пациентам бесплатно. Однако в условиях дефицита не все так просто: СПК выдает больнице бесплатную кровь только в обмен на бесплатного донора. Проще говоря, чтобы получить на СПК кровь, больнице нужно направить на эту же СПК донора (или доноров), который сдаст аналогичный объем крови. Своего рода круговорот крови в системе: пациенту вольют совместимую кровь, а его родные, близкие, друзья или волонтеры должны будут бесплатно сдать кровь на СПК, чтобы компенсировать то, что влили пациенту. Но в некоторых случаях, если на СПК полный дефицит нужного типа крови, сданную под конкретного пациента кровь могут использовать для него же.
  • Если бесплатных доноров не нашлось, государство официально продает кровь пациентам. В среднем литр эритроцитарной массы стоит около 1000 грн, литр плазмы – порядка 1200 грн. Оплата производится через Ощадбанк.

Главная уязвимость подобной системы кроется в бюджетном финансировании. Государственные учреждения не имеют права получать прибыль на продаже крови, все финансируется из бюджета. При этом финансирование – жалкое, которого едва хватает на то, чтобы СПК сводили концы с концами. Потому возникает целый ряд рисков:

  • Из-за низкого финансирования СПК не могут обеспечить нормальные условия приема доноров. И так низкий интерес общества к донорству ослабляется неудобствами при сдаче. Заведения работают ограниченное время (например, с 9 до 11 утра), из-за низкой пропускной способности возникают очереди. Согласитесь, это особый талант – создать очередь в условиях страшного дефицита желающих сдать кровь.
  • Из-за того же низкого финансирования кровь плохо проверяется на инфекции. Устаревшее оборудование может упустить из вида вирусы гепатита, ВИЧ и других неприятных заболеваний, которые могут не вылечить, а покалечить реципиента такой крови. Многие врачи даже за дополнительную плату дают родственникам пациента «пробник»: шприц крови из емкости для переливания, чтобы его могли отнести в коммерческую лабораторию и провести тестирование на вирусы для исключения заражения.
  • Отсутствие централизованной и систематизированной базы данных доноров, в которой бы открыто публиковалась информация о заготовке крови. Более того, информация об объемах крови и ее препаратов в Украине является засекреченной. Не потому, что эти данные нельзя показывать «врагу», а чтобы скрыть действия очень крупных кровососов, прикормившихся в этой отрасли.

Но главный риск заключается в том, что из-за низких объемов запасов крови СПК часто попросту не могут обеспечить больницы нужной кровью. Вот тогда в дело и вступают «серые» и «черные» дельцы.

«Серая» кровь: сдам за вознаграждение

Под «серой» кровью мы понимаем два способа получения доходов на донорской крови.

  • Кровавое посредничество. Когда для пациента не могут найти «бесплатного донора», который согласится сдать кровь, в дело включаются посредники. Они предлагают услуги по подбору подобных доноров. Как правило, донорам они платят еще меньше, чем платит государство, – около 120 грн за литр. При этом с родственников они могут брать и до 300 грн за порцию крови, обеспечивая подбор «добровольца» и его отправку на СПК.
  • Кровавый фриланс. В социальных сетях и на форумах можно найти массу объявлений «сдам кровь за вознаграждение». Тут действует своего рода биржа: в зависимости от группы крови и резус-фактора цены могут прыгать от 160 до 500 грн за литр. Схема та же, но без посредников: человек идет на СПК сдавать кровь добровольно, а с пациента (или его представителей, родных и т.п.) берет оговоренную плату. Причем деньги берет вперед, так как назад сданную кровь уже не закачаешь.

Что самое интересное, оба вида заработка являются законными, так как формально «платный» донор выступает «волонтером». С точки зрения государства, он – бесплатный донор, который дает кровь в счет той трансфузии, которую провели для определенного пациента. Единственное нарушение закона тут – это неуплата налогов с этих доходов и, по сути, незаконное предпринимательство.

Также важно учитывать, что «серая» кровь таит повышенный риск заражения опасными инфекциями. Почему? А вы задайтесь вопросом: сдадите ли вы пол-литра вашей крови за 70 грн? Нет? То-то же. А сдадут алкоголики, наркоманы и прочие яркие представители андер-класса, которых государственные СПК не слишком тщательно фильтруют за неимением достаточного финансирования.

«Черная кровь» утекает за рубеж

Пришло время посмотреть на более серьезных игроков. В то время, как мелкие посредники имеют до нескольких тысяч гривен в месяц, некоторые предприятия зарабатывают миллионы на экспорте крови. Например, компания «Биофарма» 25 мая 2015 года получила разрешение от КМУ на продажу компонентов донорской крови и ее препаратов за рубеж. Соответствующее распоряжение № 522-р за подписью Премьера А. Яценюка есть в общем доступе на сайте Кабмина.

В этом распоряжении дается разрешение на экспорт более 3 млн упаковок препаратов крови и 1 млн упаковок раствора для инъекций «Плазмол». По зарубежным меркам подобные объемы потянут на сотни тысяч евро чистой прибыли. Возникает вопрос: как можно экспортировать препараты крови за рубеж в то время, когда в Украине – война, и спрос на донорскую кровь зашкаливает? Тем более, закон запрещает экспортировать кровь и ее препараты, если существует неудовлетворенный внутренний спрос.

Разгадка оказалась достаточно печальной: чтобы создать иллюзию избытка плазмы крови, на СПК были закрыты производственные отделы, изготавливавшие препараты из плазмы. В результате плазма начала залеживаться, срок ее годности начал истекать. Излишки плазмы отправлялись на «Биофарму» для переработки, а то, что компания не освоила, отправлялось в канализацию. Так, в период острой потребности страны в плазме были искусственно созданы условия, которые позволили обосновать впечатляющие объемы экспорта препаратов на основе плазмы крови за рубеж. А тем временем «Биофарма» заявляет о своих планах расширения и собирается строить еще более производительный завод по переработке плазмы.

Именно по этой причине, среди прочего, объемы заготовки крови в Украине являются секретной информацией. Если бы данные распространялись публично, возник бы риск повышенного внимания общественности к подозрительным манипуляциям с кровью. А с учетом секретности о данной ситуации знают все работники СПК Киевской области, но мало что могут сделать и совершенно ни на что не могут повлиять.

Рынок крови – нормальное явление для рыночного общества

В европейской, да и в мировой практике принято сдавать кровь бесплатно. Считается, что только добровольная сдача крови может исключить всевозможные манипуляции и финансовые аферы. Однако попытки отделить благородную инициативу от финансового компонента далеко не так удачны, как процедура по выделению эритроцитов из плазмы крови.

Так, в США появилась первая организация, которая занимается распространением и перераспределением донорской крови, работая по принципу товарной биржи. Компания General Blood занимается скупкой дешевой донорской крови, срок годности которой подходит к концу, и поставкой ее в те госпитали, которые в ней нуждаются. Соединяя таким образом спрос и предложение, компания снижает уровень утилизации крови из-за истечения срока хранения. В планах организаторов – создание полноценной биржи крови, где отдельные ее группы торговались бы, как активы. Так что вполне возможно, что через несколько лет мы столкнемся с таким явлением, как «фьючерс на кровь четвертую положительную», и на рынке будут работать трейдеры-спекулянты, играющие на этом биржевом активе.

Есть пример «белой» коммерциализации донорства и в Украине. ООО «Сумской областной центр службы крови» – это частная организация, которая собирает донорскую кровь и продает ее больницам по контрактам. Дороже, чем государственные заведения: по 3500 грн за литр плазмы. Однако предприятие хорошо платит донорам (более 300 грн за порцию в 500 мл), закупает качественное оборудование для тестирования принимаемой крови, а также сотрудничает с волонтерами и предоставляет скидки. Если донор сдает кровь бесплатно, то на его долю в общей массе продаваемой крови предоставляется скидка. В некоторые месяцы скидка доходила до 42 %. При этом компания внедрила электронную базу данных, с помощью которой отслеживает поставки крови, запросы на нее из больниц и оптимизирует структуру поставок.

Как видим, использование рыночного подхода существенно повышает уровень культуры на рынке и перекрывает кислород сомнительным игрокам. Декларируя «бесплатную кровь для всех», а на деле устраивая «кормовую базу» для спекулянтов, государство только создает мутную воду, в которой уже завелись опасные существа, вроде «Биофармы», готовые ради коммерческой выгоды перекраивать под себя всю структуру обеспечения препаратами крови государства.

Потому в таких условиях можно только надеяться на рациональное освоение отрасли коммерческими организациями и формирование эффективной сети поставок донорской крови. Если эту сеть будет строить бизнес, она будет эффективной и рациональной по определению, так как предприниматели, в отличие от государства, не могут себе позволить работать низкоэффективно и деструктивно. Иначе они просто не выживут на рынке.

Сегодня та станция переливания крови, мимо которой я гулял почти каждый день, принимает за день не более 3–4 доноров. Зачастую посетителей нет вовсе. Производство препаратов плазмы на ней остановлено. А на заборе висит покрытый ржавчиной плакат «Сдайте кровь – спасите жизнь!» с припиской мелким шрифтом внизу «Цена 1 стандартной дозы крови – 85 грн». И надежда для всех пациентов, нуждающихся в трансфузии, может появиться только в том случае, если с подобных заведений стряхнуть пыль и ржавчину, научив их работать в соответствии с требованиями времени.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%