Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Исламское Государство. Возрождение "праведного халифата"

Posted by on in Блоги
Американский фотокор Джеймс Фоли, корреспондент «Time» Стивен Сотлофф, британский сотрудник гуманитарной миссии Дэвид Хейнс и французский журналист Эрве Гурдель. Около 10 тысяч мирных жителей Сирии и Ирака,  многочисленные военные армий этих государств.

Все это жертвы. Жертвы, погибшие от рук, ножей и автоматов боевиков так называемого Исламского государства – непризнанного территориального формирования занимающего треть Ирака (северо-западная часть) и практически всю восточную половину Сирии. На этой самой территории исламисты объявили халифат – теократическое государственное формирование, власть в котором принадлежит халифу, а основным законом является закон шариата.

Амбиции лидеров «Исламского государства» на создание своего независимого халифата уже не выглядят пустыми мечтами и необоснованными обещаниями. И, что важно, территориями Сирии и Ирака эти амбиции не ограничиваются. Сегодня ИГ стало слишком сильным, и игнорировать этот радикальный исламистский ураган уже невозможно.

Истоки

История крупнейшего и опаснейшего современного террористического формирования фактически началась в 2006 году, когда иракское отделение «Аль-Каеды Междуречье» «Совет Шуры моджахедов» объединившись с несколькими более мелкими исламистскими группировками («Армия завоевателей», «Армия людей Сунны и общины» и т.п.), объявило о создании «Исламского государства Ирака». Еще раньше – в конце 90х – в истоках этого формирования стояла террористическая организация «Единобожие и джихад», действовавшая сначала в Иордании, и позднее отброшенная иорданскими силовиками в Ирак.

В Ираке группировка действовала преимущественно за счет локальных терактов и диверсий, однако уже в 2011 году ситуация кардинально изменилась – в этот момент вспыхнула гражданская война в Сирии, где в качестве третьей силы решило поучаствовать и Исламское государство.
Очевидно, что специально для этих целей организация переименовалось сначала в «Исламское государство Ирака и Леванта» (Левант или по-арабски Шам – это историческая область, охватывающая территории современных Сирии, Турции, Ливана, Израиля и Египта), а позднее – в «Исламское государство Ирака и Сирии».

Идеология

Цель самопровозглашенного лидера Исламского Государства загадочного Абу-Бакра аль-Багдади и его единомышленников заключается в том, чтобы распространить закон шариата на территорию как можно большего количества мусульманских стран. Прямо как в старые добрые времена «Праведного халифата»? который был создан в VII веке нашей эры сразу после смерти пророка Мухаммада в 632 году.

Самым первым и наиболее приближенным к Мухаммаду халифом был Абу Бакр ас-Сиддик – очевидно, именно в его честь назвался и нынешний лидер «исламского халифата» Абу Бакр аль-Багдади. На обоснованность претензий Ибрагима али аль-Бадри на власть в квазигосударстве намекают и остальные части взятого им себе полного имени – Абу Бакр аль-Багдади аль-Хусейни аль-Кураши. Здесь Абу Бакр – это имя «праведного халифа», аль-Багдади означает багдадское происхождение, аль-Хусейни – родство с внуком пророка Хусейном, а аль-Кураши – принадлежность к племени Курейшитов, к которому принадлежал и сам Мухаммад.

Тот легендарный «праведный халифат» в годы своего наивысшего могущества с Аравийского полуострова распространился на часть Северной Африки, Кавказ, Месопотамию, Персию и Левант. Позднее, во времена правления династии Омейядов (661 – 750 гг.) образование, вошедшее в историю уже как Арабский Халифат, охватило также и значительную часть современных Пакистана и Афганистана стран Средней Азии, оставшуюся часть Северной Африки, а также Пиренейский полуостров.

На всей этой громадной территории в те времена действовал закон шариата – комплекс предписаний, формирующий моральные ценности и основу поведения, а также регулирующий практически все сферы жизнедеятельности мусульманского общества. На основании этого закона в мусульманском мире действует фикх – исламская юриспруденция. Законы шариата являются основой общественно-правовой жизни и в некоторых современных странах, таких как Пакистан, Иран или Афганистан. Все они являются Исламскими республиками, конституции которых основаны на предписаниях Корана и Сунны пророка Мухаммада.

Однако важно понимать, что адепты Исламского Государства преимущественно находятся на позициях наиболее фундаментального суннитского ислама – салафизма ханбалистской школы (наиболее распространенные суннитские течения ислама – салафизм и ваххабизм, ханбалистский мазхаб – одна из четырех каноничных правовых школ в ортодоксальном суннитском исламе). В связи с этим, в понимании боевиков ИГ, ведущим священный джихад на пути к построению нового халифата, «неверными», а значит заслуживающими смерти, считаются не только представители иудаизма и христианства (так называемых, авраамических религий), но и мусульмане шиитского толка, солнцепоклонники, езиды и даже курды-сунниты.

Как обходятся «воины халифа» с такими людьми совершенно не скрывается – многочисленные видео с жестокими расправами над «неверными» представители ИГ публикуют в интернете регулярно. Разоряются целые населенные пункты, где «неверных» мужчин ждет «верная» смерть, а женщин и девочек – рабство.

Деньги

К «счастью», старинный закон шариата вполне позитивно трактует процесс эксплуатации рабского труда мужчин и торговлю женщинами и детьми, принадлежащими к когорте «иноверцев». Один из крупнейших рынков работорговли на территории халифата действует в иракском городе Мосул, который является столицей Исламского государства. Цены на живой товар здесь начинаются от 40-50 тыс. динаров (40 – 50 долл.), причем продаются не только мужчины и взрослые женщины, но и совсем молодые девушки и даже дети. Стоимость рабов практически напрямую коррелирует с их возрастом – чем моложе «товар», тем выше его цена. Например, меньше всего ценятся возрастные женщины 40-50 лет, дороже всего – христианские и езидские дети, в особенности девочки.

Отдельную статью пополнения халифской казны составляют выкупы. Так, в начале этого года сообщалось, что за 26-летнюю американскую пленницу, которая занималась в Сирии гуманитарной деятельностью, боевики ИГ требуют около $6 млн. Кроме того, в эти дни появилась видеозапись, на которой боевик ИГ требует у Японии 200 млн. долларов в качестве выкупа за двух ее граждан - таким образом исламисты решили отомстить японскому правительству за участие в "новом крестовом походе", и 100 млн. долларов, выделенные на борьбу с халифатом.

Однако зарабатывать исламисты пытаются не только на живых людях – за обезглавленное тело журналиста Джеймса Фоли родственникам погибшего/американским властям необходимо заплатить около $1 млн.

Благодаря этому (если добавить к списку торговлю нефтью, оружием и произведениями искусства, а также деньги из захваченных финансовых учреждений), Исламское государство, по данным американских спецслужб, способно «заработать» около $3 млн. в день, что в годовом выражении приносит им примерно $1 млрд.

Очевидно, что для успешной военно-диверсионной деятельности боевых частей ИГ этих денег, в принципе, достаточно, однако для государственного формирования, которым Исламское государство считается с лета 2014 года, этого критически мало.

Пропаганда

Впрочем, не смотря на внешнюю ограниченность финансовых ресурсов, на пропагандистскую деятельность лидеры Исламского Государства денег точно не жалеют.

Медиа-центр  «Аль-Хайят» (работает на западную аудиторию) и агентство «Аль-Фуркан» (ориентировано на арабский мир) в лучших традициях Голливуда снимают различные видеоролики и кинофильмы. Наиболее известные из них – четыре части документалки «Звон мечей» - на арабском, и недавно вышедшая в «широкий прокат» лента «Пламя войны» на английском языке.

«Аль-Хайят» выпускает также и печатную продукцию, среди которой небольшие информационные брошюры «IslamicStateReport» и «IslamicStateNews» и глянцевый журнал «Dabiq». Также сектор пропаганды Исламского Государства производит медиа-продукцию религиозного содержания – многочисленные проповеди джихадистского содержания тиражирует фонд «Айнад». Не упускают исламисты и возможности продвижения в интернет-среде: члены ИГ ведут активную деятельность в социальных сетях (среди них «Facebook», «Twitter», «ВКонтакте» и даже «Одноклассники»), их хакерское подразделение «CyberCaliphate» взламывает соцсети Пентагона, а программисты, верные идеям мирового джихада, даже создали официальное мобильное приложение для операционной системы «Android». На волне такой медиа-активности исламистам даже удалось монетизировать  бренд Исламского Государства – желающие обзавестись мерчем с его атрибутикой могут седлать это в специально созданном интернет-магазине.

Конец времен

Масштабы деятельности Исламского Государства действительно поражают – за очень короткое время террористы превратились в государственных деятелей, а гражданская война в отдельно взятых странах мгновенно переросла в угрозу настоящего мирового джихада. Что будет дальше, какие еще преступления будут совершать головорезы, прикрывающиеся религией для того чтобы убивать и грабить ни в чем не повинных людей? Уже сейчас очевидно одно – мир не знает, как противостоять халифу Абу Бакру аль-Багдади и его армии. Это что-то большее, чем просто военная угроза, это столкновение цивилизаций, прошлого и будущего, демократии и диктата непреложных истин. Это мировой терроризм и пострадать из-за чужих радикальных идеалов может каждый из нас, вне зависимости от того, где мы живем, и во что верим.
 
0
To add or view comments first login to the site with a username and password.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%